И последнее, но не менее важное: небольшая гонка между мультимиллиардерами Безосом, Брэнсоном и Маском за поиск лучшего пути на нашу орбиту подняла вопрос о том, насколько на самом деле разумны или просто расточительны такие экскурсии. И нет ли лучших проектов, в которые можно вложить силы, время и деньги.
Спутники, исследования в условиях невесомости и работа над материалами для самых экстремальных условий однозначно идут на пользу человечеству.
ЕКА также планирует заняться менее выгодными аспектами, такими как гигантский выброс CO2 при космических путешествиях. Ведь европейская ракета-носитель при каждом запуске сжигает от 500 до 600 тонн топлива, в зависимости от полезной нагрузки. При этом речь идет о жидком водороде и кислороде.
И то, и другое можно получить из природного газа. Однако оба также могут быть получены путем гидролиза с использованием электричества. Тот факт, что во Французской Гвиане, где стартовал «Ариан», нет недостатка в солнечной энергии, естественно, упрощает процесс.
Топливо, полученное из воды, должно стать доступным на местах с 2026 года. По текущим данным, в процессе производства будет выделяться на 80 процентов меньше углекислого газа. Однако первый завод может производить лишь восьмую часть топлива, необходимого ежегодно для ракетных двигателей.
Поэтому планы гораздо более далеко идущие. Тем более, что к 2030 году 90 процентов энергии будет поступать из возобновляемых источников.
Перспективы дальнейшего использования интересны, особенно в виде генераторов. Там, где нет центрального энергоснабжения, необходимый водород можно было бы производить в достаточно компактной форме с использованием солнечной энергии, которая имеется в изобилии почти повсюду, по крайней мере, в связанной форме.
А когда понадобится электричество, там, где сейчас работают дизельные генераторы, запустится водородный генератор.