Toyota объявила о готовности вывести на рынок твердотельные аккумуляторы (SSB) к 2027–2028 годам. По данным отраслевых источников, их срок службы может достичь 40 лет — в четыре раза больше, чем у существующих аккумуляторов для электромобилей, пишет QazaqGreen.com.
Технология SSB рассматривается как потенциальный прорыв в разработке электромобилей. Она увеличит запас хода до 1000 километров на одной зарядке. Кроме того, по данным Interesting Engineering, новые аккумуляторы будут компактнее, легче и дешевле в производстве, чем существующие литий-ионные аналоги.
В октябре компания объявила о технологическом прорыве в области полностью твердотельных аккумуляторов и о партнерстве с Sumitomo Metal Mining для промышленного производства катодных материалов нового поколения.
Будущая энергия
В твердотельных аккумуляторах жидкий электролит заменяется твердым, что повышает безопасность, плотность энергии и долговечность. Они заряжаются быстрее, выделяют меньше тепла и обеспечивают больший запас хода, что делает их ключевым кандидатом на массовое внедрение в электромобили после преодоления производственных барьеров.
Toyota отмечает, что новые аккумуляторы будут служить дольше, чем сами автомобили. Это позволит реализовать схему замены аккумуляторов и компенсировать их высокую первоначальную стоимость за счет долговечности.
На выставке Japan Mobility Show в Токио представители компании подчеркнули, что изначально технология будет дорогой, а снижение стоимости будет зависеть от объемов производства и рыночного спроса.
Ожидается, что твердотельные аккумуляторы будут служить в четыре раза дольше существующих и сохранять 90% своей ёмкости до 40 лет. Для сравнения, литий-ионные аккумуляторы сохраняют ту же ёмкость примерно 10 лет. Эта новая технология позволит сократить углеродный след производства, поскольку один твердотельный аккумулятор может заменить четыре традиционных.
Первые новые аккумуляторы будут установлены в премиальных моделях — Lexus и Century, а затем будут внедрены в автомобили массового рынка, включая Toyota Corolla следующего поколения.
Развитие технологий
Toyota и Sumitomo сотрудничают с 2021 года в разработке катодных материалов, устойчивых к деградации при многократных циклах заряда и разряда. Используя запатентованную технологию синтеза порошков Sumitomo, партнеры создали особо прочный катодный материал. Массовое производство планируется начать уже в 2028 финансовом году в Японии, при этом приоритетными поставками будет обладать Toyota.
Это сотрудничество соответствует стратегии Японии по созданию национальной цепочки поставок аккумуляторов для электромобилей и снижению зависимости от Китая и Южной Кореи. Японские компании, включая Toyota, инвестируют около 7 миллиардов долларов США (1 триллион иен) в местное производство аккумуляторов при поддержке Министерства экономики, торговли и промышленности Японии.
Кроме того, Toyota сотрудничает с нефтяной компанией Idemitsu Kosan в разработке сульфида лития – ключевого материала для твердотельных аккумуляторов. Компания Idemitsu строит завод мощностью 1000 тонн этого вещества в год, а его массовое производство планируется начать к 2027 году.
Эксперты отмечают, что широкое внедрение твердотельных аккумуляторов потребует времени из-за сложности производства, ограниченных запасов сырья и высокой стоимости. Однако последние разработки Toyota свидетельствуют о реальном прогрессе в коммерциализации технологии, которая может сделать электромобили долговечнее, эффективнее и экологичнее.