Site icon CYBER STATE новости технологий

Сколько стоит цифровая маркировка обуви в Казахстане?

С ноября 2021 года в Казахстане введена цифровая маркировка обуви. Некоторые предприниматели критикуют нововведение, утверждая, что маркировка приведет к удорожанию обуви.

По данным комитета государственных доходов Алматы, объем теневого импорта обуви в РК оценивается в 48% от всего товарооборота на рынке. С ноября 2021 года в Казахстане введена цифровая маркировка  обуви. Некоторые предприниматели критикуют нововведение, утверждая, что маркировка приведет к удорожанию обуви. Объем расхождения между Казахстаном и другими экспортирующими странами составляет уже более 50 миллионов пар обуви. Основные расхождения в таможенной статистике приходятся на Китай, Узбекистан и Кыргызстан.

В 2021 году китайская таможенная служба зафиксировала экспорт в РК на сумму, превышающую казахстанские данные более чем в 2 раза, и это почти $780 млн. Огромный поток контрабанды маскируется в больших легальных объемах поставок. Главной причиной этого является коррупция на казахстанско-китайской границе, о масштабах которой трудно судить, но на них специально обратил внимание даже президент РК Касым-Жомарт Токаев, который в январе 2022-го потребовал навести порядок на таможне, особенно на границе с Китаем.

«Разница составляет миллиарды долларов. Никто не может объяснить, как возникла такая большая разница. Откровенно говоря, это контрабанда», – заключил тогда Токаев.

Тем временем в ноябре 2021 года в рамках проекта маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане введена товарная группа «обувные изделия». Бизнесу предоставили возможность распродать немаркированную обувь до апреля 2023 года. Однако некоторые участники обувного рынка критикуют нововведение, утверждая, что маркировка приведет к удорожанию обуви на 30% из-за большого количества дополнительных расходов и высокой стоимости кода.

В ответ на необоснованные заявления премьер-министр РК Алихан Смаилов в феврале 2022 года заверил, что маркировка не предусматривает значительных затрат со стороны бизнеса и ее внедрение не отразится на стоимости обуви:

«Стоимость одного кода маркировки составляет 2,68 тенге, оборудование для нанесения кода Data Matrix на обувь существенно дешевле, чем для высокопоточных линий».

Заявление премьер-министра поддерживают и сами участники рынка, которые уже маркируют обувь и поддерживают необходимость ее ввода. По данным представителей официальных дистрибьюторов Adidas и «Интертоп», затраты на цифровую маркировку обуви составили не более 1% от стоимости и никак не повлияли на конечную стоимость поставляемой обуви этими компаниями.

Даурен Раманкул, основатель казахстанского бренда обуви Shoes Republic, также заверил, что цифровая маркировка не отразилась на стоимости обувной продукции Shoes Republic:

«Мы включили эти затраты в расходы, на 2-4% уменьшив свою маржинальность. На нашем потребителе введение цифровой маркировки никак не сказалось».

Новые процессы, связанные с введением маркировки и прослеживаемости товаров, естественно, потребовали дополнительные затраты, но важно разделять эти затраты с постоянными или переменными затратами, которые несет бизнес.

С точки зрения процессов в товарообороте для импортеров и производителей обуви после введения цифровой маркировки появилась необходимость в регистрации товаров в Национальном каталоге товаров РК, а также заказе и нанесении Data Matrix кодов. Также теперь необходимо формировать дополнительные документы прослеживаемости товаров, такие как уведомление о ввозе, акты приема-передачи, уведомления о выводе из оборота или формирование чека при продаже.

Участники оборота товаров бесплатно в личном кабинете регистрируют товары в Национальном каталоге товаров РК. В случае отсутствия сведений о товаре у участников система позволяет сформировать техническую карточку бесплатно. Доступ в личный кабинет станции управления заказами предоставляется на бесплатной основе. 

Для маркировки каждого обувного изделия выпускается индивидуальный Data Мatrix код, который обходится предпринимателям в 2,68 тг без НДС. Правилами маркировки товаров не регламентированы обязательства по закупке дополнительных принтеров. В связи с чем маркировки товаров участник оборота может осуществлять и без закупки дополнительного оборудования даже на обычном принтере.

При этом до 1 апреля 2023 года для уменьшения затрат на нанесение кодов маркировки импортерам обувной продукции разрешено нанесение кода на собственных складах.

Процессы нанесения цифровой маркировки не требуют специальных знаний или умений и привлечения бухгалтера или программиста. Малые предприятия могут осуществлять собственными силами, пользуясь обучающими материалами по всем сервисам и мобильным приложениям, участвующим в процессе цифровой маркировки.

При отсутствии необходимого оборудования стоимость затрат на оборудование может обойтись примерно в 25 тысяч тенге. Является ли это высокой ценой для создания чистого от контрафакта рынка и снижения вреда здоровью – каждый решает для себя.

Exit mobile version