На прошлой неделе, когда в продажу поступил Lincoln Nautilus 2024 года, материнская компания Ford еще продемонстрировала панорамный фонарь в кабине, который простирается от водительской до пассажирской стороны приборной панели. Примечательно, что информационно-развлекательная система теперь работает на платформе Android Automotive с предустановленными приложениями Android. Однако, в отличие от Android Automotive (он же встроенный Google ), который можно увидеть в таких автомобилях, как Polestar и Volvo, Ford построил пользовательский интерфейс так же, как производители смартфонов, которые применяют мобильную ОС Google.
Ранее Ford использовал свой интерфейс Sync, построенный на базе QNX, который сегодня обеспечивает работу более 235 миллионов информационно-развлекательных систем на дорогах. Как и Ford Sync, QNX поддерживает Apple CarPlay и Android Auto, которые зависят от пользователя смартфона и зависят от системы автомобиля. Некоторые читатели, возможно, помнят, что злополучный BlackBerry PlayBook Tablet стал первым публичным дебютом системы QNX.
Android Auto и встроенная версия Android Automotive/Google соответствуют тем, что последняя представляет собой полноценную встроенную операционную систему, которая изначально представляет собой работу на компьютерных компонентах автомобиля и управление всей телеметрией, отображаемой на приборной панели водителя и в других компонентах. Помимо Ford, автопроизводителями, интегрирующими новую автомобильную операционную систему Google, в своих автомобилях являются Volvo, Polestar, Honda, GM, Cadillac, Renault, Nissan, Buick и Chevrolet. Эквивалент Apple, известный как « Apple CarPlay следующего поколения », должен быть представлен в автомобилях Porsche и Aston Martin (среди других производителей, имена которых пока не названы) в этом году.
Поскольку покупатели автомобилей явно предпочитают иметь в своих автомобилях интерфейс, подключаться к смартфону, появление полностью встроенных вариантов автомобильных операционных систем, видимо, вытестить QNX и другие встроенные автомобильные операционные системы. QNX, доработанная BlackBerry после приобретения в 2010 году, представляет собой операционную систему на базе UNIX, которая когда-то использовалась в первом и последнем потребительском планшете компании. BlackBerry, ранее известная как RIM (Research in Motion), когда-то была ведущим производителем смартфонов в мире, но быстро пережила спад из-за быстрого роста iPhone после его запуска в 2007 году, а затем и роста Android.
Несмотря на упадок бизнеса BlackBerry по производству смартфонов, QNX, благодаря ее опыту в области обеспечения безопасности программного обеспечения, компания удержалась на плаву: в 2023 году валовой доход компании превысил 800 миллионов долларов, а в ее штате до сих пор работает около 3000 сотрудников. Появление Apple CarPlay и Android Automotive следующего поколения может вызвать у канадской компании неприятное чувство отчаяния. Хотя BlackBerry попыталась преуменьшить роль Toyota в качестве клиента еще в 2021 году, заявив, что она больше ориентирована на полностью автономные транспортные средства, с тех пор ее доля на рынке QNX снизилась с 18% в 2020 году до 14% в 2022 году, поскольку Google добился успехов. По прогнозам S&P Global, к 2025 году доля BlackBerry на автомобильном рынке встроенных операционных систем снизится всего до 5%.
Ключевым преимуществом, которое может сохранить актуальность QNX, является поддержка интерфейсов Apple CarPlay и Android Auto, в то же время производители автомобилей сохраняют полный контроль над ситуацией — фактор, который могут оценить некоторые автопроизводители. Тем не менее, Android Automotive может обеспечить высокий уровень безопасности для BlackBerry QNX, поскольку открытый подход Google к использованию программного обеспечения предоставляет таким компаниям, как Ford, контроль над внешним видом Android Automotive, адаптированным к каждому из ее брендов и даже к линейкам транспортных средств. Хотя автомобили, оснащенные Android Automotive, а также Apple CarPlay, неизвестно, отвечает ли Apple взаимностью, поддерживаются телефоны Android, пользовательский интерфейс Android Auto и приложения в будущих Porsche, Aston Martin и других автомобилях.
Исторически это кажется маловероятным. Apple редко лицензирует свои операционные системы другим OEM-производителям, что приводит к конкурентам, что этот шаг может быть связан с давно приближающимся к разработке проектом Apple Car, защита может служить методом окупить часть этих инвестиций. Ожидание, что Apple позволит автопроизводителям модифицировать свой пользовательский интерфейс, не говоря уже о поддержке Android Auto, кажется маловероятным. Тем не менее, Apple явно почувствовала, что ей необходимо войти в сферу встраиваемых программных систем, на фоне растущей популярности Google среди автопроизводителей. Apple, которая, как сообщается, все еще работает над выпуском нового автомобиля Apple Car в 2028 году, может найти ценность в данных датчиков и телеметрии автомобилей, работающих под управлением ее беспроводных систем, для своего собственного проекта.
Хотя перспективы BlackBerry снова кажутся мрачными, к счастью, после упадка бизнеса смартфонов компания диверсифицировала свою деятельность в других отраслях и развивалась. Помимо встроенной ОС QNX, используемой в автомобилях, она также используется в других интернет-приложениях в различных отраслях. Ее программное обеспечение для шифрования и безопасности, ключевая функция смартфонов BlackBerry, а также другие приложения на предприятиях. Эта диверсификация может оказаться неоценимой, поскольку она сталкивается с очередным сбоем в работе одного из своих ключевых устройств со стороны некоторых слишком знакомых противников.