QAZAQ GREEN. Шведский стартап Heart Aerospace готовится к первому полету X1 — полноразмерного прототипа 30-местного гибридно-электрического самолета ES-30. X1 проверит возможности электротяги будущего лайнера и станет крупнейшим полностью электрическим самолетом, когда-либо поднимавшимся в небо.

Будущий ES-30 рассчитан на полеты с коротких взлетно-посадочных полос длиной всего 1100 м и сможет преодолевать до 400 км благодаря гибридной силовой установке. Полет X1 запланирован на начало 2025 года, а коммерческий запуск ES-30 ожидается в 2028 году.

«Первый экспериментальный полет демонстратора Heart X1 призван подтвердить возможности инновационной технологии электротяги Heart», — заявила компания. Это станет важным шагом для компании из Гетеборга, которая была создана в 2019 году. С момента основания фирма привлекла $145 млн инвестиций для реализации амбициозных планов по трансформации региональной авиации.

Heart представила X1 еще в сентябре. По габаритам самолет идентичен модели ES-30 и имеет размах крыла 32 м. Тестовый полет пройдет в Международном аэропорту Платтсбург, расположенном на севере штата Нью-Йорк. Компания выбрала его из-за низкой плотности воздушного трафика и благоприятных условий для разработки и тестирования транспортных технологий. Однако Heart пока не сообщила, сможет ли X1 достичь той же дальности на электротяге, что и ES-30.

Коммерческий самолет ES-30 спроектирован для взлета с коротких взлетно-посадочных полос длиной всего 1100 м. Лайнер будет использовать гибридную конфигурацию с электродвигателями для полетов на расстояния до 200 км и турбовинтовыми двигателями для увеличения дальности до 400 км. Учитывая относительно небольшую протяженность маршрута и ограниченную вместимость, Heart не планирует конкурировать с крупными авиалайнерами. Их цель — соединить небольшие региональные аэропорты в малообслуживаемых районах.

Heart предстоит еще немало работы перед первым полетом самолета X1. Компания сообщает, что прототип проходит тщательные испытания всех ключевых систем для обеспечения безопасности испытания. В 2026 году должна появиться модель X2, в которой будут учтены результаты испытаний первого демонстратора. Кроме того, будет испытана новая «независимая гибридная силовая установка». Коммерческий запуск запланирован на 2028 год.

Другие компании тоже стремятся сделать коммерческие полеты без выбросов реальностью. Например, швейцарская фирма ZeroAvia работает над созданием водородно-электрического гибридного самолета-амфибии для использования в островных регионах. Голландский стартап Elysian разрабатывает электрический самолет, способный перевозить до 90 пассажиров. Его дизайн вдохновлен 1960-ми годами: небольшой фюзеляж и длинные, низко расположенные крылья. Несмотря на технические сложности, компания планирует начать коммерческие полеты к 2033 году.

от Bolat Mukashev

Bolat Mukashev bolat.mukashev@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *