QAZAQ GREEN. В последнем докладе Международного энергетического агентства (МЭА) предупреждается, что отсутствие поддержки интеграции на этапе развертывания может поставить под угрозу до 15 % солнечных и ветряных проектов к 2030 году. Это приведет к сокращению их совокупной доли в мировом энергобалансе на 5 %.
По мере ускоренного роста солнечной фотоэлектрической и ветровой энергии во всем мире правительства должны принять меры для обеспечения их эффективной интеграции в энергосистемы, иначе они рискуют упустить значительные преимущества, говорится в новом отчете МЭА.
В опубликованном 18 сентября докладе «Интеграция солнечной и ветровой энергии: мировой опыт и возникающие проблемы» (Integrating Solar and Wind: Global experience and emerging challenges) рассматривается одно из самых серьезных препятствий для политиков, поскольку переход к чистой энергии набирает обороты. В период с 2018 по 2023 год мощности солнечных фотоэлектрических и ветряных установок во всем мире более чем удвоились, а их доля в производстве электроэнергии выросла почти вдвое. Благодаря поддерживающей государственной политике и постоянному снижению стоимости, мощность этих возобновляемых источников, по прогнозам, будет продолжать быстро расти до 2030 года. Солнечная фотоэлектрическая и ветровая энергия — важнейшие технологии для декарбонизации, особенно в электроэнергетике, где на них приходится две трети сокращения выбросов углекислого газа (CO2) на пути к чистому нулю к середине столетия.
Однако, чтобы максимально использовать преимущества дополнительных мощностей, эти переменные возобновляемые источники энергии (ПВИЭ) должны быть хорошо интегрированы в энергосистемы по мере их развертывания. Согласно отчету, задержка с реализацией мер по поддержке интеграции может привести к тому, что в 2030 году производство электроэнергии за счет солнечных фотоэлектрических и ветряных батарей снизится на 15 %, а их доля в мировом энергобалансе сократится на пять процентных пунктов.
«В последние годы в мире наблюдается значительный рост солнечных и ветряных мощностей, поскольку страны стремятся укрепить свою энергетическую безопасность и сократить выбросы. Но они не смогут воспользоваться всеми преимуществами без более активных усилий по поддержке интеграции этих технологий в энергосистемы», — сказал директор МЭА по энергетическим рынкам и безопасности Кейсуке Садамори.
В этом важном новом отчете изложены предстоящие проблемы, а также пути их решения. По мере накопления мирового опыта растет и наше понимание того, как обеспечить безопасность перехода к чистой энергетике, отмечает он.
В докладе представлен первый в своем роде глобальный обзор мер по интеграции в 50 энергосистемах, на которые в совокупности приходится почти 90 % мировой солнечной фотоэлектрической и ветровой генерации. В отчет включены обновленные оценки по странам с использованием разработанной МЭА системы этапов интеграции переменных возобновляемых источников энергии, которая была первоначально разработана в 2017 году и в последний раз обновлена в 2019 году.
Согласно анализу, в сценарии, в котором страны достигают объявленных ими целей в области энергетики и климата, на те из них, которые в настоящее время имеют низкую долю переменной возобновляемой энергии в своих энергобалансах, приходится две трети прироста генерации до 2030 года. Как правило, они могут увеличить объемы развертывания, не прибегая к масштабным общесистемным изменениям. Как правило, достаточно хорошо известных и проверенных мер, таких как повышение гибкости существующих активов и улучшение прогнозирования — постепенно, по мере возникновения необходимости.
Более сложные проблемы обычно возникают при более высоких уровнях проникновения солнечной фотоэлектрической энергии и ветра. Однако передовые системы, в том числе Дания, Ирландия, Южная Австралия и Испания, находят способы решения и этих проблем, открывая путь для других. Например, разработка накопителей и новых технологий энергосистем играет важную роль в управлении колебаниями солнечной фотоэлектрической и ветровой мощности в течение дня и в разные сезоны.
Согласно отчету, большинство технологических решений, направленных на устранение возникающих проблем — а именно, повышение потребности в стабильности и гибкости — либо уже созрели, либо близки к зрелости, и их успешное внедрение часто зависит от соответствующих политических и нормативных мер, а не от новых технологических прорывов. Тем не менее, включение в энергосистемы более высоких уровней переменных возобновляемых источников энергии требует переосмысления традиционных способов планирования и эксплуатации энергосистем. Это потребует принятия упреждающих мер во всем мире по мере дальнейшего распространения возобновляемых источников энергии.