Хенрик Стисдал из Дании и Эндрю Гаррад из Великобритании внесшие решающий вклад в развитие ветроэнергетики, разделят премию QEPrize в размере 500 000 фунтов стерлингов. Эту премию называют не иначе как «Нобелевская премия в области инженерии». Они получили престижную премию QEPrize за свой решающий вклад и инновации в развитие ветроэнергетики, сообщают СМИ.
Лауреаты Премии королевы Елизаветы 2024 года в области инженерного дела были объявлены на церемонии в лондонском Музее науки во вторник вечером.
Их прозвали «крестными отцами ветра»
Когда Стисдал и Гаррад начинали свою карьеру, энергия ветра была незначительным компонентом энергетического баланса. Оба строили турбины на заднем дворе дома.
Датчанином двигала обеспокоенность по поводу затрат на энергоносители, возникших в результате нефтяных потрясений того десятилетия.
Британец искал практического применения своим математическим навыкам, получив докторскую степень по моделированию потока воды вокруг быстро плавающих дельфинов.
Хенрик Стисдал заложил основы для проектирования ветряных турбин и установил первую в мире морскую ветряную электростанцию. Его творческий вклад стал ключом к превращению энергии ветра в важный компонент современного производства электроэнергии.
Стисдал также известен своим участием в «Датской концепции», устанавливающей фундаментальные параметры для эффективной и надежной конструкции турбины:
• три вращающиеся лопасти, установленные с наветренной стороны от двухскоростной системы зубчатой передачи и генератора
• механизм контроля отклонения от курса, превращающий всю установку прямо в поток воздуха
«Конечно, сегодняшние турбины гораздо более совершенны, но они все еще сохраняют многие из ранних функций», – сказал Стисдал.
«Все турбины в мире вращаются по часовой стрелке, если смотреть на них стоя спиной к ветру, потому что именно так работали оригинальные датские турбины.
Какое-то время половина двигалась против часовой стрелки, но теперь все они идут по часовой стрелке, потому что люди признали успех первых проектов.
Стисдал передал лицензию на свою концепцию компании Vestas, работал на них и в течение ряда лет внедрял множество инноваций, прежде чем перешел в Bonus (позже приобретенную Siemens), где в 1991 году он руководил установкой первой в мире морской ветряной электростанции в Виндебю.
Эндрю Гаррад, в свою очередь, разработал программные модели, оптимизирующие конструкции турбин и ферм, и сыграл важную роль в снижении рисков в отрасли.
Гаррад разработал программное обеспечение, чтобы доказать, что новая конструкция турбины будет работать и как она будет работать в составе массива.
В качестве консультанта он также сыграл важную роль в снижении рисков в отрасли, предоставив ей доступ к финансам, необходимым для быстрого расширения.
«Было очень важно быть посредником между проектированием и финансами», — сказал он.
«Мы коснулись практически каждой турбины. Около 70% всех турбин будут использовать наше программное обеспечение при проектировании. А те 30%, которые этого не сделали, вероятно, столкнулись с нашим программным обеспечением во время сертификации у сертифицирующего агента», – отмечает Эндрю Гаррад.
Эти инженеры, начавшие свой путь в 1970-х годах, не только стояли у истоков ветряной энергетики, но и продолжают активно внедрять новшества, помогая отрасли развиваться.
Их вклад в борьбу с изменением климата невозможно переоценить. Их труды вдохновляют не только своих коллег, но и множество людей по всему миру на продолжение и усиление усилий в области обеспечения энергии без ущерба для окружающей среды.