Site icon CYBER STATE новости технологий

Где ВИЭ взять деньги на новые проекты?

Ключевую роль в финансировании играют международные организации, но участникам рынка нужно больше специализированных программ, сообщает QazaqGreen.com.

В Казахстане работают уже более 140 электростанций на возобновляемых источниках энергии, которые вместе формируют порядка 6% всех генерирующих мощностей. Самые крупные из этих станций ветряные – на 1,5 гигаватта, далее следуют 1,2 гигаватта солнечных, 0,25 гигаватта малых гидроэлектростанций и 20 мегаватт станций на газе.

В стране сформирована регуляторная база, включающая ежегодные аукционы на новые мощности ВИЭ, а также есть несколько мегапроектов с иностранными инвесторами, с которыми правительство договаривалось напрямую.

Для дальнейшего развития сектора необходимо постоянное взаимодействие между всеми участниками рынка, а также обеспечение большей доступности средств для реализации новых проектов. Именно эти вопросы и стали центральными на круглом столе «Финансирование проектов ВИЭ в Республике Казахстан», организованном Ассоциацией ВИЭ «Qazaq Green» при поддержке глобального проекта GIZ «Развитие потенциала в области климатической политики в странах Юго-Восточной и Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии» (CDCP). Приводим основные моменты обсуждений.

Что делают финансовые институты для ВИЭ?

ВИЭ в Казахстане получили большое развитие фактически за последнее десятилетие, и большую поддержку этому оказали международные и казахстанские финансовые институты. Председатель совета директоров Ассоциации ВИЭ «Qazaq Green» Нурлан Капенов, будучи модератором, в этой связи напомнил, что они сыграли важную роль в экономических реформах в Казахстане, а также в целом глобально. По его словам, такие организации предоставляют кредиты и нефинансовую помощь, которые в долгосрочной перспективе обеспечивают устойчивое развитие экономике. Ключевой эта роль стала и для сектора ВИЭ в Казахстане.

«Мы были свидетелями, что именно благодаря финансовым институтам, таким как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Банк развития Казахстана, Евразийский банк развития, произошел толчок в развитии сектора ВИЭ за последние 10 лет. И здесь было важно не только предоставление приемлемого финансирования на долгосрочные инфраструктурные проекты, но и выстраивание целостной политики в законодательстве. И именно фининституты помогли в этом», – отметил Нурлан Капенов.

Первым выступление начал Ерлан Рамазанов – заместитель директора Европейского банка реконструкции и развития. Этот финансовый институт был один из пионеров в финансировании ВИЭ в Казахстане, и к настоящему моменту в его портфеле 15 таких проектов общей мощностью 888 мегаватт, инвестиции составили около 575 млн долларов.

Работа в этом направлении продолжается, но сейчас ЕБРР, по словам Ерлана Рамазанова, ставит перед собой несколько новых целей. Например, вызовом является тот факт, что генерация энергии в Казахстане на 70% все еще угольная. Это негативно влияет на здоровье населения, проживающего вблизи угольных электростанций. Даже при использовании современных технологий, например, по фильтрации выбросов, вред полностью не исчезает. И ВИЭ в этом плане выглядят гораздо привлекательнее.

Ерлан Рамазанов напомнил, что ЕБРР сегодня это – в том числе и проектный институт, который не просто предоставляет инвестиции, но и структурирует сделки. В части инициаторов проектов – девелоперов – банк предпочитает видеть опытных партнеров, и успешная реализация прежних проектов – это преимущество. Также важным остается использование так называемых «наилучших доступных технологий».

«Нет смысла финансировать проект в долгосрочной перспективе, если имеется вторичное использование оборудования и так далее. Новейшие технологии более эффективны», – отметил спикер.

При рассмотрении проекта особое внимание обращают на предстоящие расходы по проекту – они должны быть адекватными и эффективными, а еще на наличие четких планов по продаже электроэнергии. Со своей стороны ЕБРР привлекает консультантов для технических, экологических и юридических проверок – это важно для изучения экономики проекта и его успешной реализации в будущем.

Большой портфель проектов демонстрирует тот приоритет, который ЕБРР делает на развитии ВИЭ в Казахстане. При этом многие проекты реализуются в партнерстве с другими финансовыми институтами, такими как Банк развития Казахстана, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и другими. Эти участники рынка также рассказали о своей работе по поддержке сектора возобновляемых источников.

Зарубежные институты готовы к казахстанским проектам

Игорь Попков, старший инвестиционный специалист Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, напомнил, что АБИИ – это достаточно молодая организация, которая начала работать в 2016 году. Сейчас его участники – 109 стран Азии, Европы, Африки и Латинской Америки. Казахстан же является одной из стран-основательниц банка. Всего с момента основания АБИИ было одобрено финансирование для более чем 250 проектов на общую сумму в 51 млрд долларов.

В своих инвестициях банк делает акцент на поддержку устойчивой «зеленой» инфраструктуры и транспортного сектора, внедрение новых технологий и развитие сектора частного капитала, то есть привлечения большего числа частных инвесторов к реализации новых проектов. Сейчас АБИИ ставит перед собой амбициозные цели довести долю «зеленых» инфраструктурных проектов в своем портфеле до 50% к 2025 году, и готов поддерживать инициативы в Казахстане.

Одно из важных условий АБИИ при инвестициях – это предоставление не более 25% от стоимости проекта, поэтому он активно продвигает софинансирование с другими институтами. Например, сразу две ветряные электростанции были построены вместе с ЕБРР – это станции Жанатас и Шокпар на юге страны, мощностью по 100 мегаватт каждая. Эти проекты не только помогли сократить дефицит энергии, но и сделать энергосистему Казахстана более «зеленой».

Третьим участником дискуссии стал Эдуард Рель, старший инвестиционный менеджер немецкого института развития DEG. Основанный в 1962 году, этот институт предлагает несколько инструментов для поддержки бизнеса, основной из которых – досрочное финансирование через кредиты или вхождение в капитал. При этом поддержка ведется как в долларах и евро, так и национальных валютах, объем кредитования в среднем – от 20 до 60 млн долларов.

При этом в отраслях фокус сделан на возобновляемой энергетике, телеком-секторе, транспортной инфраструктуре и обеспечении водой. В Казахстане из проектов у DEG пока только модернизация международного аэропорта Алматы – крупнейшей воздушной гавани страны. Но институт, как заявил Эдуард Рель, открыт для новых проектов, которые соответствуют принципам устойчивого развития.

Еще один крупный игрок по поддержке ВИЭ – это Банк развития Казахстана. Управляющий директор БРК Асем Шакенова рассказала участникам мероприятия об инструментах, которые подходят для реализации проектов ВИЭ. Так, сумма проекта должна быть не менее 7 млрд тенге при полном кредитовании со стороны банка или не менее 3,5 млрд тенге при синдицированном финансировании или софинансировании, а срок кредитования составляет от 5 до 20 лет.

«Для упрощения процессов рассмотрения проектов ВИЭ, учитывая нашу компетенцию по реализации солнечных и ветровых электростанций, исключено обязательное требование о необходимости предоставления внешних экспертных оценок по технической и маркетинговой экспертизам», – отметила Шакенова.

Также она обратила внимание, что БРК в новой стратегии развития поставил перед собой цель увеличить долю инфраструктуры в кредитовании до 35% к 2033 году, а «зеленых» проектов в портфеле – до уровня не менее 30%. Банк занимается поддержкой бизнес-инициатив только внутри Казахстана, и к настоящему моменту уже поддержал более 10 проектов ВИЭ. К 1 января 2024 года общий объем одобренных и финансируемых проектов в этой сфере составил 542 млн долларов, и сейчас на рассмотрении находятся несколько новых проектов, включая ветряные, солнечные и гидроэлектростанции.

Казахстану нужны малые ГЭС

Однако все эти финансовые институты по своему мандату поддерживают крупные проекты, которые решают крупные проблемы по обеспечению страны энергией. При этом без внимания зачастую остаются проекты казахстанских предпринимателей по малой генерации – это не большие станции по 50 мегаватт и более, а маленькие для нужд предприятий или отдельных населенных пунктов. Модератор круглого стола Нурлан Капенов обратил внимание на то, что специальных программ для поддержки таких проектов нет.

«По малым ГЭС. Мы просто «задыхаемся» без маневренной генерации. Малые ГЭС вроде кажутся небольшими – по 2-5-10 мегаватт, но если их объединить, получается значительный объем. Мы практически каждого из них знаем, но у них нет финансирования», – отметил Капенов.

Асем Шакенова из БРК в этой связи подчеркнула, что у банка есть четкий мандат на финансирование проектов стоимостью более 7 млрд тенге – и под эту сумму малые ВИЭ не подходят. Такое ограничение, объяснила она, сделано для того, чтобы банк не конкурировал с коммерческими финансовыми институтами. Аналогично и Ерлан Рамазанов из ЕБРР сообщил, что учитывая уровень развития Казахстана, специальные гранты в этой сфере банк выдавать не может.

В этой связи было подчеркнуто, что, возможно, этой сфере стоит уделить внимание государству, у которого уже есть опыт целевой поддержки отдельных секторов экономики. Ведь именно малые станции ВИЭ, отметил Нурлан Капенов, могут сильно помочь в снижении дефицита энергии, который сейчас испытывает Казахстан.

Exit mobile version