Новый доклад Всемирного банка, который был опубликован 22 февраля, намечает пути перехода к возобновляемой энергетике и преодоления зависимости от ископаемых видов топлива для европейских и центральноазиатских стран с формирующимся рынком, подчеркивая взаимосвязь между выгодами энергетической безопасности, устойчивого роста и финансовой доступности.
В докладе «Достижение углеродной нейтральности к 2060 году: устойчивое энергетическое будущее стран Европы и Центральной Азии» представлен уникальный анализ, который может помочь правительствам развивающихся стран региона в определении первоочередных мер экономической политики и инвестиций, необходимых для перевода энергосистем на безуглеродные виды топлива к 2060 году, что имеет решающее значение для удержания роста среднемировой температуры на уровне ниже 2°C.
«Наш доклад выходит в очень тревожное время – после крупнейшего за всю историю кризиса предложения на рынках газа и пугающего повышения глобальной температуры, превысившего исторические среднегодовые показатели более чем на 1,5°C, – отметил Чарльз Кормье, региональный директор Всемирного банка по вопросам инфраструктуры в регионе Европы и Центральной Азии». – Проведенный нами анализ определяет для стран Европы и Центральной Азии наименее затратные способы выполнения глобальных обязательств, принятых на КС-28. Как показывают результаты нашего моделирования, доля экологически чистых источников энергии в этом регионе может увеличиться с 9 процентов на сегодняшний день до 75 процентов к 2060 году. Это станет возможным только в том случае, если страны возьмут на себя твердые обязательства и осуществят адресные меры и инвестиции».
Только девять стран ЕЦА поставили цель перехода к углеродной нейтральности, причем лишь пять из них – Армения, Болгария, Хорватия, Кыргызская Республика и Румыния – планируют ее достижение к 2050, и одна страна, Турция, – к 2053 году. Казахстан, Россия и Украина установили более отдаленный срок – 2060 год. Четырнадцать стран пока не приняли национальных обязательств по достижению нулевого баланса выбросов.
Как отмечается в докладе, для достижения углеродной нейтральности к 2060 году энергосистемы на всей территории региона ЕЦА должны достичь нулевого баланса выбросов к 2040 году, коммерческие здания – к 2050 году, жилые дома – к 2055 году. Промышленности и транспорту – секторам, где выбросы сократить труднее, – вероятно, даже в 2060 году придется использовать технологии удаления углерода (например, улавливание и хранение углерода (УХУ)) для декарбонизации.
Важный вывод состоит в том, что потребление газа в рассматриваемом регионе, возможно, уже достигло своего пика и, согласно разработанному Всемирным банком сценарию достижения углеродной нейтральности, может сократиться до 16 процентов от общего объема предложения первичных энергоресурсов; при этом потребление нефти, вероятно, достигнет пика к 2035 году. По заключению авторов доклада, регион может преодолеть зависимость от угля и к 2040 году постепенно вывести из эксплуатации 90 процентов угольных электростанций, работающих на лигните, однако отказу от использования угля мешают широко распространенные неадресные субсидии.
Всемирный банк предупреждает, что сохранение субсидий на ископаемые виды топлива – а в ряде стран этого региона они относятся к одним из крупнейших в мире – может оказать негативное влияние на энергетическую безопасность региона, затормозить построение устойчивого энергетического будущего, стимулировать расточительное энергопотребление и отвлечь средства, необходимые для важнейших инвестиций в повышение энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии.
Для достижения амбициозной цели, поставленной в рамках сценария «Углеродная нейтральность-2060», необходимы инвестиции в объеме 4,7 трлн долларов США (3,9 процента регионального ВВП), и бóльшую часть этих средств предоставит частный сектор. По сравнению с траекторией развития, предусматривающей использование ископаемых видов топлива, объем дополнительных инвестиций, необходимых для энергетического перехода, составляет 872 млрд долларов США.
«Этот регион обладает богатыми природными ресурсами, и у каждой страны есть возможности для значительного увеличения инвестиций в собственные источники возобновляемой энергии – будь то солнце, ветер, геотермальная энергия, биоэнергия или «зеленый» водород, – что будет способствовать повышению энергетической безопасности. В докладе не только намечен путь к реализации этой концепции, но и продемонстрированы ощутимые выгоды энергетического перехода и его потенциал в области создания рабочих мест», – отметила Стефани Гилл, менеджер Департамента глобальной практики в области энергетики и добычи полезных ископаемых Всемирного банка – руководитель группы по региону Европы и Центральной Азии.
Согласно оценкам авторов доклада, в условиях продолжающегося глобального сокращения числа рабочих мест, связанных с ископаемыми видами топлива, энергетический переход может обеспечить этому региону значительный рост занятости в секторе возобновляемой энергетики: примерно с 200 000 рабочих мест в настоящее время до более чем 900 000 рабочих мест к 2040 году (в основном, это работы по установке, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования).
В докладе подчеркивается нереализованный потенциал региона в сфере генерации солнечной и ветровой энергии. Несмотря на то, что доля возобновляемых источников энергии увеличилась с 2,4 процента в 2010 году до уровня, слегка превышающего 10 процентов на сегодняшний день, они по-прежнему используются недостаточно интенсивно. Расширение масштабов использования этих ресурсов определяется как главная стратегия диверсификации структуры энергобаланса, а также повышения безопасности и стрессоустойчивости энергосистем. С помощью субсидий и повышения тарифов на выбросы углерода необходимо добиться значительного прогресса в развитии новых и менее освоенных технологий, таких как производство и использование водорода и удаление углерода.