Кэти Тай, 29-летняя предпринимательница, когда-то называвшая себя «Биотехнологической Барби», основала компанию Manhattan Genomics, целью которой является изучение редактирования генома человеческих эмбрионов для предотвращения наследственных заболеваний. Её заявление вызвало одновременно и интригу, и тревогу в научном сообществе, ознаменовав новый этап в давней полемике вокруг так называемых «CRISPR-детей», сообщает корреспондент информационного агентства «QazInform.com».

Тай, бросивший университет в 18 лет, с тех пор создал несколько предприятий в области генетического тестирования и цифрового здравоохранения. Компания Manhattan Genomics, основанная совместно с Эрионой Хисолли, бывшей сотрудницей фирмы Colossal Biosciences, занимающейся воскрешением видов, планирует разработать методы точной генетической модификации на эмбриональной стадии. Тай сравнивает эту амбициозную задачу с Манхэттенским проектом, утверждая, что ставки для здоровья человека столь же высоки.

Нью-йоркская компания объявила о своих первых научных консультантах в конце октября, включая биоэтика и специалистов по репродуктивной биологии. Хотя конкретные заболевания и методы остаются нераскрытыми, Тай настаивает, что исследования будут продолжены с обширными испытаниями на безопасность. Калифорнийский стартап Preventive объявил о схожих планах в тот же день, что сигнализирует о потенциальной конкуренции частного сектора в области, которая до сих пор находится под запретом большинства правительств.

Эта работа остаётся крайне спорной из-за китайского учёного Хэ Цзянькуя, который в 2018 году объявил о рождении первых в мире детей с отредактированным геномом. Его эксперимент, направленный на получение устойчивости к ВИЧ, был осуждён во всём мире как преждевременный и неэтичный, что привело к трём годам тюремного заключения. С тех пор многие исследователи и правительства призывали ввести мораторий на редактирование генома, передающегося по наследству. В Соединённых Штатах федеральное финансирование не позволяет поддерживать подобные исследования, а FDA (Управлению по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) запрещено одобрять клиническое использование генетически изменённых эмбрионов.

Сторонники этой идеи, такие как Тай, утверждают, что новые технологии, такие как редактирование оснований и редактирование праймеров, достаточно развиты, чтобы вернуться к редактированию эмбрионов. Эти методы позволяют модифицировать ДНК без разрезания обеих цепей, что теоретически снижает риск мутаций. «Многие новые достижения сделали редактирование генов более безопасным и точным», — говорит Тай.

Однако биохимик Алексис Комор предупреждает: «Планка безопасности очень, очень, очень высока, и мы пока еще к ней не готовы».

Редактирование эмбрионов представляет особую опасность: непреднамеренные мутации могут затронуть каждую клетку и быть унаследованы будущими поколениями. Существующие технологии скрининга уже позволяют парам избежать передачи генетических заболеваний без изменения эмбрионов.

Цзюньцзю Хуан, впервые отредактировавший человеческие эмбрионы в 2015 году, называет запуск Manhattan Genomics «неуместным», утверждая, что технологии, этика и правовая база остаются незрелыми. В свою очередь, он утверждает, что прогресс требует от учёных ответственного подхода, а не избегания проблемы.

Пока что Тай настаивает на строго терапевтическом подходе. Большинство экспертов утверждают, что улучшение таких качеств, как интеллект, остаётся научно недостижимым ввиду сложности генетики, хотя некоторые признают, что такие ограничения могут не сохраняться вечно.

Ранее ИА «Казинформ» сообщало о будущем редактирования генома человека.

от Bolat Mukashev

Bolat Mukashev bolat.mukashev@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *